Яхта из фанеры: простой проект для самостоятельного изготовления

Как известно, яхта – это не просто плавательное средство, а стиль жизни, особое отношение к организации досуга. Хотя яхта из фанеры – сложное сооружение, но для страстных любителей водных прогулок это не является помехой в желании собственноручного воплощения своей мечты, поэтому к разработке чертежа и выполнения проекта они относятся особо трепетно.

Швертбот на 2 человека

Швертбот на 2 человека

Что нужно знать, определяясь с чертежом

Сначала нужно определиться с видом судна. Самым приемлемым способом разделения на типы будет разделение их по назначению:

  1. Прогулочные. Это самый распространенный тип, среди множества моделей которых есть такие, которые предполагают самостоятельное изготовление с применением фанеры.
  2. Круизные. Отличаются большим размером и большой стоимостью.
  3. Спортивные. Отличаются особенностью формы корпуса, малым количеством посадочных мест и специальной оснасткой. Имеют минимальный, аскетический комфорт, оснащены большими сложными в управлении парусами.

Спортивный тип

Для самостоятельного изготовления подойдет небольшое прогулочное судно. При расчете ее длины, нужно исходить из количества принимаемых на борт человек, способы транспортировки к водоему, тип водоема, на котором будет эксплуатироваться.

Такие судна бывают парусные, моторно-парусные. Размер паруса и мощность мотора также зависят от размеров яхты и гидродинамики ее корпуса.

Форма корпуса также может быть разной. Самодельная яхта из фанеры с корпусом типа швертбот является самой удобной в изготовлении, так как в отличие от килевого корпуса со скулами не имеет в своей конструкции гнутых шпангоутов. При этом обшивка корпуса швертбота осуществляется большими деталями, выполненными из листового материала, будет менее трудоемкой.

Важно! Обычно любители при изготовлении используют готовые проекты яхт из фанеры, которых в сети предлагается великое множество. В них учтены все правила малого судостроения. Обычно такие проекты имеют прикрепленные разрешения, полученные от регистрирующих органов. Любительские малограмотные проекты не имеют никаких шансов на регистрацию, а само судно, выполненное без соблюдения правил судостроения, далеко не уплывет.

Судно с одной сплошной скулой

Выбор материала

Идеальным материалом для обшивки корпуса конструкции является бакелизированная фанера. Она имеет повышенную влагостойкость потому не требует предварительной обработки. При обшивке используют листы толщиной 5-7 мм. Многие любители, имеющие опыт самостоятельного судостроения, говорят о том, что мини яхта из фанеры может быть выполнена из любого типа этого материала, даже строительного. Для этого его нужно предварительно хорошо пропитать водоотталкивающими составами с последующим покрытием наружного слоя обшивки корпуса стеклотканью, пропитанной эпоксидной смолой. Но такая экономия выльется большими трудовыми затратами. При выполнении элементов палубы подойдет любая влагостойкая марка ФСФ. Фанера на пол яхты может быть ламинированная, с сетчатой пленкой. Такой пол  будет влагостойким, износостойким и нескользким.

Для других деревянных элементов конструкции применяют сосновый брус, а детали, которые подвергаются интенсивному истиранию и износу (например, привальный брус, форштевень), делают из твердых пород древесины, таких как дуб, лиственница.

Все операции по склеиванию деталей производятся с применением смол холодного отверждения.

Важно! Использовать нужно только эпоксидные смолы, но никак не полиэфирные.

Основные правила изготовления надежного судна

Постройка яхты из фанеры включает следующие этапы:

  • Составление чертежей и подготовка материала. На этом этапе закупается в нужном количестве:
  1. фанера,
  2. сухой брус,
  3. стеклоткань,
  4. эпоксидная смола, пропитки, лаки, краски,
  • Изготовление деталей корпуса. Делается это путем переноса контуров деталей при помощи шаблонов на листы материала и их раскрой. Также по шаблонам изготавливаются шпангоуты. На этом этапе также готовится стапель. На переборках должны быть вырезаны все пазы, проходные люки, чтобы не делать этого после сборки. Стрингеры нужно делать такой толщины, чтобы их можно было выгибать по лекалу.
  • Сборка корпуса.
  • Установка палубы, мачты, внутренней отделки.
  • Покраска.

Оснастка яхты, выбор и установка мотора производится после ее покраски.

Для изготовления разных деталей применяется фанера разной толщины. На обшивку корпуса берут листы толщиной до 7 мм, в зависимости от длины водного транспорта. В транце используют более толстую — от 15 мм. Полупереборки изготавливают из листов толщиной от 10 мм. Если яхта небольшая, шпангоуты могут выполняться полностью из этого материала. Для судна типа швертбот шпангоуты имеют прямые контуры, поэтому их целесообразно выполнять из бруса, делая из фанеры косынки для жесткости. Все торцевые и угловые соединения деталей выполняются по типу косынки, подгоняя примыкающие кромки вручную при помощи рубанка.

Сборка шпангоута по шаблону

Сборка шпангоута по шаблону

Сборка корпуса производится в перевернутом состоянии, килем кверху. Вначале к стапелю крепятся шпангоуты, переборки, форштевень, транец. В нижние пазы на шпангоутах и переборках вставляют и закрепляют стрингеры. После проверки правильности их установки, приступают к обшивке конструкции.

Детали яхты на стапеле

Важно! Если корпус яхты имеет скулы, их набирают из поперечно уложенных полос фанеры. Ширина полос должна быть такой, чтобы можно было их сгибать. У листов толщиной 5 мм ширина полос должна быть не больше 20 см.

Шпангоут, находящийся в месте крепления мачты, должен быть выполнен из более толстого материала. Место крепления мачты должно быть усилено деталями из твердых пород дерева.

Рамный шпангоут

Рамный шпангоут

Полосы крепятся к шпангоутам при помощи эпоксидного клея и саморезами с утапливанием их шляпки и последующим шпаклеванием. Соединения косынкой скрепляются хомутами из медной проволоки. Для крепления таких хомутов на расстоянии в 1 см от края соединения на обеих деталях делают отверстия, в которые продевают проволоку, и, скручивая ее концы плоскогубцами, стягивают торцы соединяемых деталей. Концы хомутов после высыхания клея обкусываются.

После конструкцию шпаклюют, укрепляют все соединения стеклотканью, пропитанной эпоксидной смолой. После окончательного высыхания всю поверхность шлифуют, снимают со стапеля, переворачивать и продолжают сборку.

При выполнении рубки можно использовать нетоксичную мебельную фанеру, предварительно обработав ее олифой.

Яхта из фанеры, чертежи которой указывают тип и размер устанавливаемого паруса, оснащается соответствующей мачтой, такелажем, вантами и штагами, к которым будут крепиться тросы управления парусом.

Не столь принципиальным для конструкции судна будет установка наружных привальных брусьев. Внешне они могут не подходить к дизайну обводов корпуса, и устанавливают их в тех случаях, когда яхта будет постоянно пришвартованной.

Многие любители водного спорта, пользующиеся самодельными яхтами, говорят о том, что кажущаяся поначалу невыполнимой такая задача, как самому построить ее плавательное средство, на самом деле оказалась несложным и увлекательным занятием.


Вот секрет экономии газа! Вы будете платить за газ на 50% МЕНЬШЕ, если...
Экономитель воды - ЭКОНОМИТ воду ВДВОЕ! Запоминай...
Гениальный способ почти НЕ ПЛАТИТЬ за электроэнергию!
Это ПРИБОР остановит счетчик ГАЗА! Плати меньше!
В вопросе экономии электроэнергии ему нет равных!
КАК ЭКОНОМЯТ НЕМЦЫ? Европейский метод сокращения расхода воды..
Гениальный способ почти НЕ ПЛАТИТЬ за электроэнергию!
С этим ПРИБОРОМ можно за воду почти не платить! Большая ТАЙНА ЖКХ!
Опрос

Какой вид фанеры вы используете?

Загрузка ... Загрузка ...